Оборудование

Виниловый проигрыватель

Хотя DJ технологии далеко развились в цифровую сферу, ее истоки - вертушки и виниловые пластинки - все еще очень актуальны для ди-джеев, которые предпочитают более традиционный и аналоговый подход. Выступление с такой минимальной настройкой требует творческих навыков, что привело так же к рождению turntablism - конкурентной субкультуры ди-джеев, которая прославляет и развивает искусство создания музыкальных композиций с использованием существующей музыки с виниловых пластинок.

ПЛАТТЕР И ТОНАРМ.
Проигрыватель пластинок - это устройство, обычно имеющее множество ключевых деталей. Наиболее примечательными являются платтер и тонарм, которые исторически были необходимы для воспроизведения музыки. Платтер составляет основную часть поверхности проигрывателя и может приводиться в движение двигателем, прямо или косвенно с помощью ремня.

Виниловые пластинки помещаются на этот платтер и вращаются с постоянной скоростью, в то время как картридж, прикрепленный к тонарму, аккуратно помещается на виниловую поверхность для чтения и воспроизведения музыки. Доступны различные типы DJ картриджей, соответствующие стилю исполнения и предпочтениям ди-джея.

 

Второй вариант, известный как DVS (цифровая виниловая система), также использует картридж, но добавляет аудио интерфейс и программное обеспечение DJ в сигнальную цепь для преобразования аналоговой информации в цифровые данные. Таким образом, вместо воспроизведения обычных аналоговых записей, содержащих музыку, используются винилы с тайм кодом, которые содержат непрерывный тон, который программа понимает и реагирует, воспроизводя музыку из цифрового источника. Например системы Native Instruments Traktor Scratch A6, Rane SL4, Serato DVS так же многие контроллеры и батл пульты имеют встроенный DVS функционал (каталог с контроллерами тут)

Третий вариант, известный как PHASE, полностью устраняет необходимость в картридже и тонарме за счет использования устройства беспроводной передачи для воспроизведения музыки из программного обеспечения DJ. Беспроводные пульты дистанционного управления собирают информацию о вращении проигрывателя и отправляют ее на приемник, который затем преобразует ее в сигнал.

АНАЛОГОВЫЙ ВИНИЛ:
-Имеет свою характеристику, часто ассоциируемую с насыщенным аналоговым звуком
-По-прежнему остается одной из немногих возможностей физически покупать музыку
-"Эмоции и физическое ощущение", многие пластинки имеют высокую коллекционную ценность
-Не покрывает весь звуковой диапазон частот по сравнению с цифровым звуком
-Имеет более низкий динамический диапазон, чем у цифрового звука
-Возможен сильный износ, снижающий качество воспроизведения

DVS (ЦИФРОВЫЕ ВИНИЛОВЫЕ СИСТЕМЫ):
-Воспользуйтесь всеми преимуществами цифрового звука, сохраняя при этом ощущение аналогового проигрывателя виниловых пластинок
-Легко носите с собой всю свою музыкальную библиотеку в цифровых форматах файлов
-Все еще подвержены износу, но винилы с временным кодом можно легко заменить
-Расширенная функциональность, интеграция различных режимов исполнения, эффектов и технологии MIDI
-Просто переключайтесь между цифровым и аналоговым аудио на микшере.

 

DJ контроллер

Dj контроллер – это устройство, которое подключается к компьютеру через USB и копирует работу стандартного набора ди Джея. Стандартный набор ди-джея – это два проигрывателя виниловых пластинок (их называют вертушками), на которых по очереди проигрываются различные композиции и между ними располагается микшер (устройство помогающее сделать плавный переход без пауз от одной композиции к другой).

Главная задача DJ-контроллера состоит в том, чтобы предоставить ди-джею возможность полноценного тактильного контроля над режимами работы программного обеспечения. Работать через графический интерфейс, используя мышь, тачпад или сенсорный экран очень неудобно, а DJ-контроллер позволяет ди-джею получать оперативный доступ к функциям и настройкам программы посредством привычных физических кнопок, поворотных или ползунковых регуляторов.

CDJ-проигрыватели

Переход на цифровые носители звука вызвал появление DJ-проигрывателей компакт-дисков. Это дало возможность значительно расширить фонотеку диджея, а также привлекло большое количество неофитов.

Специализированные CDJ-проигрыватели отличаются от бытовых или студийных наличием так называемой "антишоковой буферной памяти", которая позволяет избежать слышимых сбоев в работе, а также счетчика темпа, функции pitch-control, реализованной в виде слайдера, который здесь часто дублируется кнопками "+" и "-", и Jog-контроллером в виде диска, служащего для имитации эффекта "скретч", для изменения скорости воспроизведения и навигации по плей-листу.

С ростом доступности цифровых технологий появилась потребность чтения не только лицензионных компакт-дисков, но и тех носителей, на которые, к примеру, записаны авторские композиции диджея, как правило, это CD-R/RW. В дальнейшем стали появляться и мультиформатные проигрыватели, которые поддерживали МРЗ. Использование этого формата вызывает споры в среде профессионалов, но факт остается фактом - масса сетов создается именно с использованием музыкального материала в МРЗ.

В настоящее время производители предлагают разные варианты CDJ-проигрывателей: одиночные и сдвоенные, в настольном и рэковом исполнении, с возможностью чтения различных форматов и носителей музыки (CD-Audio, МРЗ, AIFF и др.), с большим количеством цифровых и аналоговых выходов, с дополнительными функциями вроде нескольких точек Cue, записи закольцованных фрагментов, обратного вращения диска, автоматического микширования и пр.

Программно-аппаратные комплексы

В настоящее время многие компании уже выпустили программно-аппаратные комплексы для диджеинга. Такой комплекс, как правило, включает в себя аппаратный контроллер (контроллер-аудиоинтерфейс) и программный проигрыватель. Носителем информации и устройством воспроизведения звука в таком случае служит компьютер, а контроллер обеспечивает управление всеми параметрами процесса воспроизведения через один из стандартных компьютерных интерфейсов (USB, MIDI). Внешне такие контроллеры в большинстве случаев выглядят, как лицевая панель винилового или CDJ-проигрывателя, и имеют такие же регуляторы, работающие аналогичным образом. Несомненный плюс подобного подхода, особенно для активно гастролирующих диджеев, заключается в том, что фонотеку можно увеличить во много раз и постоянно обновлять, а количество используемых носителей при этом увеличиваться не будет.

Наиболее серьезные модели контроллеров выполняются в виде "вертушек", имеют полностью аналогичную конструкцию плеттера и позволяют диджею сохранить аналогичный стиль игры.

Классическим примером таких комплексов могут служить известные станции "Final Scratch" от компании Stanton с программным обеспечением Traktor от Native Instruments, комплекс на базе программного обепечения Serato Scratch Live с контроллерами компаний Denon, Numark и Pioneer и т.д.

Как правило, программное обеспечение такого рода можно использовать и без контроллера, как, например, линейка Traktor компании Native Instruments, хотя это и не так удобно. Большинство контроллеров может работать не только со своими программами, но и с другими программами аналогичного назначения, поддерживающими нужный протокол (как правило, MIDI).

Сравнительно недавно появился такой тип DJ-оборудования, как специализированные рабочие станции. Как правило, это устройство в одном корпусе совмещает два проигрывателя (или контроллера воспроизведения) и специальный микшерный пульт. Примеры подобных решений есть у компаний Behringer, Gemini, Numark и др.

Существует еще и большое количество специализированных процессоров эффектов (например, Moog), различных семплеров (серия МРС от компании Akai, Maschine от Native Instruments) и драм-машин, узкоспециализированных контроллеров (ТТ-М1 от Tascam, позволяющий использовать любой проигрыватель виниловых дисков в качестве контроллера для CDJ-проигрывателей Tascam) и т. д.

На сегодняшний день ситуация такова, что многие диджеи используют для игры уже не два, а три и более каналов воспроизведения одновременно, а также создают совместные (групповые) сеты. Любой, от новичка до профессионала высокого уровня, может подобрать аппарат в соответствии со своими потребностями, профессиональными пристрастиями и материальными возможностями. Помимо классических моделей, появились комбинированные проигрыватели, которые воспроизводят музыку с разных видов носителей, например с виниловых и компакт-дисков, а также мультиформатные модели, работающие с внешними USB-накопителями и с iPod и читающие все возможные форматы звуковых файлов. С одной стороны, такое изобилие не может не радовать профессионалов, у которых появился большой выбор, а с другой, как и в большинстве областей, связанных с созданием и записью музыки, это привело к появлению огромного количества дилетантов. Остается лишь надеяться, что каждый диджей займет свою профессиональную нишу, ведь для музыкального оформления маленького кафе и в самом деле необязательно владеть классической техникой сведения виниловых пластинок.

В зависимости от формата мероприятия, подбирается на каком оборудовании будет работать ди-джей. Если это например выставка или творческий вечер, где требуется эстетика в звучании и внешнем виде, мы рекомендуем использовать работу ди-джея на виниловых проигрывателях. Это очень эффектно выглядит и создает правильный антураж мероприятия.

Если мероприятие формата: свадьба, юбилей... то мы рекомендуем использовать в работе ди-джея dj контроллер. Это упрощает реагирование на обстановку, удобство и монтаж. 

Програмно-аппаратные комплексы рекомендуется использовать на спортивных мероприятиях, трансляциях. 

Ди-джеи:

  • Ди-джей на свадьбу
  • Ди-джей на свадьбу
  • Ди-джей на свадьбу
  • Ди-джей на свадьбу